вторник, 25 марта 2014 г.

Про бабушек. И сказаного все равно будет мало...

           Первое, о чем я хотела бы написать, но в силу своего душевного состояния никак не могла -- это про моих бабушек. Про моих горячо любящих и так же горячо любимых бабушек.
          
           В конце прошлого года у меня умерла бабушка. Мама моей мамы. Она была старенькая и последнее время часто заговаривала о смерти. Она вообще как-то быстро начала сдавать... Но для меня, всё равно это было большой и трагической неожиданностью. С маленькими детьми особо не помотаешься, тем более зимой... Я так ждала весны, что бы приехать к бабушке, вместе со своими детьми...
           Я очень рада, что не смотря на непонимание некоторых людей (куда ты тащишь такого маленького?!!), все-таки побывала у бабушки осенью (и не раз) и бабуля смогла подержать на руках и самого младшего своего правнука))).

           Сама того не ожидая, я очень тяжело перенесла бабушкин уход... Новогодние праздники сначала отвлекли меня: шитье костюмов детям, множественные ёлки и театральные представления -- всё это не давало расслабиться и поддаться унынию, но закончилась предпраздничная и праздничная суета и меня буквально накрыла волна горя...
           Знаю, что так нельзя, что у меня большая ответственность, дети... Но я не могла ничего с собой поделать, не могла контролировать ни свои мысли не чувства, не эмоции... Видно мне надо было это пережить...

           Длинное вступление, но если кто-нибудь все еще читает, я хочу рассказать о своих бабушках -- о самых замечательных бабушках в мире!

           У меня, как и положено было две бабушки -- папина и мамина. Я их очень любила и всегда звала "бабушка" или сокращенно "ба".

                                                           Глава 1: бабушка Тоня.
           Так сложилось, что почти все свое сознательное детство (школьные годы) я провела у "папиной" бабушки или с "папиной" бабушкой, то есть с бабушкой по отцовской линии. Нет, я не жила у нее. Я ездила к ней на все выходные и каникулы, а так же мы ездили с ней в Москву и в Ивано-Франковск к ее маме, моей прабабушке.
           Это было невероятное время! Бабушка меня баловала и прощала мне все мои выходки и почти меня не ругала! Она точно знала, что я люблю из еды  и всегда старалась меня порадовать чем-нибудь вкусненьким))), она довольно долго выносила меня из ванны после купания завернутую в полотенце, словно совсем маленькую девочку... Возможно, это выглядит странным, но мне это было необходимо -- так я чувствовала заботу и защищенность.
           Бабушка Тоня была готова купить мне любую куклу и любую игрушку, на какую бы я указала... но я никогда ничего не просила))). А если бабуля начинала настаивать, что бы я что-либо выбрала я и вовсе вырывалась и могла убежать из магазина... По-этому моя бабушка научилась угадывать желания внучки по горящим глазам и по легкому движению губ))).
           Ба великолепно готовила и постоянно что-то пекла, а я ей помогала -- месила тесто, лепила пельмени и прочее. Когда я выходила за муж обнаружилось, что я абсолютно не умею готовить, просто никогда ничего сама не готовила, кроме омлета и яичницы-глазуньи. Но стоило только поробовать и оказалось, что я многое помню из того, что готовила моя бабушка и уже через пару месяцев я готовила не хуже свекрови... нет, даже лучше свекрови! А вот до бабушки мне и сейчас далеко.
            Я очень люблю бабушку Антонину Михайловну и очень скучаю по ней. Она умерла уже довольно давно, мой старший сын тогда ходил в начальную школу. Она сильно болела, перенесла несколько инсультов... Очень не хотелось ее отпускать, но для нее это, наверное было избавлением...

                                                          Глава 2: бабушка Яшма.
             Мою бабушку по маме звали Яшма Вячеславна. Странное имя. Она его не любила, а я обожала и гордилась, что у меня есть бабушка с таким неординарным именем!)))
             В силу обстоятельств я несколько лет совсем не виделась с бабушкой Ясей, зато в одиннадцатом классе я вообще переехала к ней жить. меня объявили неуправляемой, а бабуля вызвалась меня исправить ))). Не знаю, удалось ли ей это или нет, но с тех пор у нас с ней завязалась нежная дружба. Надо ли говорить, что бабушка Яся вообще меня ни за что не ругала, все мне позволяла и всегда меня баловала. А над моими проделками и выкрутасами она только смеялась и, иногда, рассказывала о том как безобразничали шалили они в детстве и юности.
             Например, оставшись одни дома (а их было три сестры, Яшма средняя) девочки вывешивали различные вещи на забор и предлагали соседям и прохожим купить, но стоило появиться их матери, так они быстро все убирали и вели себя как ни в чем не бывало. Мать удивлялась, почему это соседи спрашивают, не собирается ли их семья переезжать... Дочери только плечами пожимали -- мол странные какие соседи и что это им такое в голову взбрело?
              Они таскали у отца монголо-русский словарь, что бы посмеяться, потому что обнаружили там множество слов и выражений которые на нашем языке звучали, как матерные.
              Они мазали учительнице стул селедкой!))) В общем, хорошие девочки из интеллигентной семьи!))) Моя бабушка была урожденная дворянка.
              Но такой хулиганкой она была только в детстве. В последствии она стала хорошей приятной женщиной и уважаемым человеком, матерью, бабушкой и прабабушкой.
              Потеряв ее я потеряла все! Я навсегда была для нее маленькой девочкой -- такого больше не будет. У меня до сих пор не укладывается это в голове. Мне все кажется, что я приду к ней домой, зайду в ее комнату, а она там, на своей кровати слушает радио... Только бабушки нет, да и радиоточки хотят отключать...

               Я хочу, что бы бабушки мне приснились, но они, почему-то не снятся... Тогда я беру старый фотоальбом и смотрю на черно-белые фотографии, где мои бабушки еще совсем молодые и красивые и такие любящие -- мои любимые бабушки.             
          
Я на коленях у бабушки Тони, а мой двоюродный брат на руках у бабашки Яси.

4 комментария:

  1. Марина, это хорошо, что твои бабушки оставили столько доброго и светлого в тебе! Так уж устроена жизнь, что все мы рано или поздно уйдем, а останется от нас вот такие вот воспоминания! Какие они будут, зависит от нас! Ты молодец, Марина, что чтишь память о них и вспоминаешь по-доброму!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я всегда буду их помнить! Они -- большая часть моей жизни!

      Удалить
  2. Марина, твой пост растрогал меня до слез. У тебя следующие сообщение есть, я чуть позже почитаю, ты не обижайся, но после прочитанного не могу о рукодельном. Хорошо, что ты написала о бабушках. У меня только одна баба осталась (мамина мама). А вот хоть и давно, но до сих пор очень грущю, что в 1998 не стало бабы (папиной мамы), а спустя 2 месяца деда (маминого папы) инфаркт 60 лет, все произошло очень быстро и в этот же год не стало младшей сестры дедушки, он расстраивался очень, может поэтому сердце не выдержало. И проходят годы так хочется им рассказать, что вот я добился того-то или вот произошли такие-то радостные события. Потеря близких невосполнимая утрата. Мариночка, душевных сил тебе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Саша! Я чувствую, как ты меня понимаешь! Твои посты пронизаны любовью к родным. Но жизнь не стоит на месте, думаю, что теперь я буду писать чаще и мои посты, в большей степени, будут веселые.

      Удалить